так, как исполняет романтическую скрипичную миниатюру Зоя Петросян, сейчас уже не исполняет никто: воистину, в ее лице воскрес Фриц Крейслер и Мирон Полякин.
Лирическая миниатюра сложна для исполнителя: внешне непритязательная, с частыми мелодическими повторами, требующими каждый раз чуть-чуть переинтонировать, перефразировать, переиначить и, притом, максимально естественно; Наконец, сам лаконизм и замкнутость формы требуют огромной и многолетней работы слухо, воспитания и дисциплины слуха. Здесь не за что спрятаться в отсутствие эффектных пассажей, двойных нот или сногсшибательных темпов — только “говорение” от сердца к сердцу, когда ни на миг нельзя душевно сфальшивить или ограничиться условной интерпретационной “маской”.
На мой взгляд, искусство Зои Петросян есть прежде всего искусство “говорения”, почти уже утраченное в наше время. Я имею в виду нахождение своей личной, неповторимой интонации, когда от одной уже услышанной фразы можно с уверенностью сказать кто играет. Дар этот — редкий, если не сказать уникальный.
Думаю, что необходимо собрать, отреставрировать и издать полную коллекцию записей Зои Петросян с развернутым музыковедческим комментарием: мы обязаны сохранить записи этого выдающегося Мастера для будущих поколений.
Зое Сааковне желаю еще долгих и счастливых лет жизни!
Анатолий Шелудяков
залуженный артист РФ
пианист, композитор.
26.6.2010