ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

с выдержками их книги

 

Проработала я в музыкальных училищах им. Р.Меликяна и А.Бабаджаняна до 1980 года.
В общей сложности 25 лет.

С 1962 года по 2015 год работала педагогом струнной кафедры Ереванской консерватории.
Итого 53 года.

В 1977 году получила звание доцента, 1983-м — звание профессора.


1955 год. Начало педагогической деятельности. Музыкальное училище.

Моя педагогическая деятельность началась в 1955 году в музыкальном училище им. Р. Меликяна в качестве педагога струнного отделения. Класс был небольшой, 4 студента. Ребята были разной степени подготовленности.

Прослушав внимательно игру студентов, вспоминая уроки Лекгера, начала в их технике заделывать бреши, которых было предостаточно.

Кому-то надо было преподать уроки по освоению распределения смычка, кому-то — переходы с позиции на позицию, кому-то — правильное исполнение квартолей, триолей, а кому-то нужно было исправлять аккордовую технику. Все это преподносилось на базе этюдов Крейцера. Это гениальный сборник, там собраны этюды на все виды техники. Проштудировав качественно эти этюды, скрипач становится хорошим профессионалом.

Недаром великий Хейфец считал этот сборник этюдов Крейцера настольной энциклопедией скрипача. Всем предстояла работа над интонацией, даже тем, у кого от природы хороший слух. Я стала требовать, чтобы урок начинался с проигрывания гамм, на которых студент осваивал чистую интонацию исполняемого произведения. Постепенно работа начала давать первые положительные плоды: студенты стали играть грамотно. Впоследствии все они после окончания училища поступили в консерваторию, получив хорошие оценки.

Вскоре у меня появилось желание продолжить занятия со своими учениками в консерватории.

1962 год. Ереванская консерватория.

В 1962 году я поступила в Ереванскую консерваторию педагогом на струнную кафедру и кафедру камерного ансамбля, договорившись работать на заочном отделении, чтобы занятия не мешали моей сольной деятельности и моим гастрольным поездкам. Так я работала довольно долго, лет 7-8. Затем — полная ставка и очное отделение.

Надо сказать, что вначале после занятий со студентами я чувствовала себя выбитой из колеи и долго не могла нормально играть сама. Мне требовалась достаточно большая пауза, чтобы прийти в форму. Но постепенно все как-то само собой наладилось.

Первый выпуск состоял из 5 студентов-заочников. Они не стали концертными исполнителями, однако стали хорошими педагогами и оркестрантами. Как говорят, наверное, «ушки были на макушке»: они отлично усвоили азы грамотного преподавания.

Вообще-то говоря, мне удавалось поставить хороших профессионалов из числа тех студентов, которые обучались у меня долго: 4 года в училище, 5 лет в консерватории. В первые годы устранялись недостатки в их технике игры, а в дальнейшем они набирали репертуар со сложными произведениями и поступали в консерваторию с исполнением концертов Сибелиуса, Хачатуряна, с «Чаконой» Баха, «Фаустом» Венявского, «Рондо каприччиозо» Сен-Санса.

За время общей 60-летней преподавательской деятельности у меня более 100 выпускников.


Подавляющее большинство — крепкие профессионалы: преподаватели, доценты и профессоры, деканы и зав. кафедрами музыкальных училищ и консерватории, скрипачи-солисты, оркестранты и концертмейстеры камерных и симфонических оркестров, оркестров оперных театров. Многие успешно работают заграницей. Есть лауреаты республиканских и международных конкурсов. Есть, даже знаменитый дирижер и один довольно известный в Кремоне скрипичный мастер.

О многих из них можно прочитать в моей книге и в отдельном разделе «Студенты» этого сайта. Там же можно посмотреть видео и послушать записи в их исполнении.