КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

с выдержками их книги

 

Общее количество сольных выступлений, концертов с симфоническими оркестрами и выступлений в сборных концертах переваливает за 2000. Все сольные концерты отмечены благоприятными рецензиями из разных городов Советского Союза.

Творческий путь мой освещен в 4-х энциклопедиях: в двух армянских, престижной «Who is Who» и Кембриджского университета.

 

1944 год. 8-ой класс. Мой первый в жизни сольный концерт.
Cостоялся в зале Консерватории. Программа: Синдинг — сюита в 5-и частях, Тартини-Крейслер — Фуга, Гуно-Венявский — Фантазия на темы из оперы «Фауст», Мазманян — «Элегия» и «Танец», Венявский — полонез D-dur, Сарасате — Цыганские напевы.
1945 год. 9-й класс. Мой второй сольный концерт.
Программа: Нардини — Старинная соната, Моцарт-Крейслер — Рондо, Чайковский — Концерт, 1-я часть, Хачатурян — Танец B-dur, Шопен — Ноктюрн, 
Бизе-Сарасате — Фантазия на темы
 из оперы «Кармен»
1946 год. 10-ый класс. Паганини-Вильгельми в сопровождении симфонического оркестра на радио.
Сыграла концерт Паганини-Вильгельми в сопровождении симфонического оркестра на радио.
1947 год. Ленинград - Москва
Накануне окончания десятилетки Дмитрий Николаевич Лекгер повез своих трех учениц — меня, Зузе Саркисян и Ирину Мартиросян — в Ленинград и в Москву. В Ленинграде мы выступали перед струнной кафедрой; присутствовали известные профессора. Я играла концерт Паганини, Полонез D-dur Венявского, Ноктюрн Шопена и другие миниатюры. Отзывы были очень хорошие.
После Ленинграда была Москва. Выступали перед московскими профессорами Мострасом, Сибором, Цейтлиным. Сохранилась телеграмма от Лекгера: «Конференция успешно закончилась словами Цейтлина: «Поздравляю Ереванскую консерваторию, где процветают такие таланты».
1953 год. Солистка Армфилармонии
Получила приглашение на работу в Армфилармонию в качестве солиста. Первые выступления были в сборных концертах: как штатная солистка, я должна была отрабатывать свою норму на этих концертах. Но кроме этого, я обязана была играть сольный концерт каждый год с новой программой.
1954 год. Первый сольный концерт в качестве солистки Армфилармонии
В программе: Бах — Чакона, Григ — соната N3, Владигеров — Болгарская рапсодия, Сарасате — Цыганские напевы и несколько концертных миниатюр. Далее с несколько сокращенной программой состоялось много сольных выступлений в Ереване, Ленинакане, Кировакане. Множество выступлений на радио вживую — тогда не практиковались выступления в записи.
1955 год. Второй сольный концерт в Армфилармонии
В программе: Бетховен — Крейцерова соната, Чайковский — Размышление, Бизе — Фантазия на тему из оперы «Кармен», Сарасате — Цыганские напевы.

В том же году в большом зале филармонии состоялось мое выступление на концерте Гоар Гаспарян в сопровождении органа (Т. Оганисян), арфы (Е. Сагателян), скрипки (З. Петросян). Исполняли произведения Баха, Генделя и Глюка.
 
Отчетный концерт в АДРИ с сольной программой. На концерте присутствовала бабушка с папиной стороны, женщина, не искушенная в этой области. Слушала она внимательно, подперев рукою щеку. Когда спросили, как ей понравился концерт, она высказалась очень положительно, однако была озабочена одним обстоятельством, говоря: «Бедная моя девочка очень помучалась… та русская (концертмейстер О. Вагенгейм) меньше мучалась». Представляю, что я вытворяла на сцене, сколько двигалась, покачивалась, что так расстроила бабушку!
1955 год. Первые гастроли
Состоялся первый выезд за пределы республики с длительными гастролями по городам Украины и Молдавии, а также в Ленинграде. Молодые солисты (Медея Абрамян и я) выступали в антураже концерта народного артиста Армении Тальяна Шара Никитича, играли по 20-30 минут с бисами, поощряемыми маэстро. В Киеве и Ленинграде выступления на телевидении.
В тот же год я играла «Цыганские напевы» и др. пьесы на концерте в Большом зале вместе с известными румынскими вокалистами Зинаидой Палли и Гарбисом Зобианом.
Сольные концерты с новой программой в Ленинакане, Кировакане, Степанаване, Алаверды.
1956 год. Третий сольный концерт в качестве солистки Армфилармонии.
В программе: Мендельсон — концерт в 3х частях, Тартини — соната «Дьявольские трели», Сарасате — Андалузский романс и Хабанера.
В Большом зале в сопровождении симфонического оркестра вместе с Кареном Костаняном исполнила Баха — Концерт для двух скрипок.
1957 год. Большой концертный тур по городам Средней Азии
Четвертый сольный концерт в качестве солистки Армфилармонии. Программа: Кабалевский — концерт, Венявский — скерцо-тарантелла, Гендель — соната N 5, пьесы Крейслера, Комитаса, Рахманинова.
 
Большой концертный тур по городам Средней Азии: Ашхабад, Ташкент, Алма-Ата. Далее Омск и Петропавловск. Мы с Медеей Абрамян, кроме сольных номеров, выступали с Аревик Авдалбекян в составе трио с исполнением произведений Глинки, Бетховена, Мендельсона.
 
В сентябре выступление в Москве, в концертном зале им. Чайковского на «Днях культуры Армении».
Множество выступлений на концертах армянских композиторов: Э. Багдасарян — ноктюрн, рапсодия, А. Арутюнян — танец, Э. Мирзоян — Вечное движение, А. Хачатурян — песня-поэма, Г. Читчян — пьесы.
1958 год.
Участвовала в концертах Народного артиста СССР, солиста Большого театра, певца М. О. Рейзена. Аккомпанировал нам блестящий концертмейстер В. Козлов. Играла: Сарасате — Цыганские напевы, Андалузский романс, Брамс — Венгерский танец.
 
В июне выступала с симфоническим оркестром под управлением О. Дуряна, исполняли концерт Мендельсона.
 
Выступление с симфоническим оркестром: Кабалевский — концерт, дирижер А. Катанян.
 
Выступление с симфоническим оркестром: Бах — концерт для 2-х скрипок (Зоя Петросян и Заре Саакянц). Дирижер Р. Степанян.
 

Всего в качестве солистки Армфилармонии за 7 сезонов — 419 выступлений, считая и выступления в сборных концертах.

1961 год. Kонкурс им. Энеску в Румынии
Подготовила программу к конкурсу им. Энеску в Румынии. В программе: Энеску — соната N2, Бах — Чакона, Моцарт — концерт N7, Багдасарян — рапсодия, Тартини — соната «Дьявольские трели», Паганини — каприсы №2 и №10, Мендельсон — концерт, 1 часть. Концертмейстер — З. Барсегян.

Перед выступлением в Москве попросила Давида Федоровича прослушать программу. Ойстрах остался доволен и спросил, с кем я подготовила программу. Я ответила, что сама, даже ни с кем не консультировалась. Спросил, не у него ли я играла концерт Моцарта и Тартини — очень похоже на его трактовку. Я ответила, что недаром училась у него пять лет. Штудируя самостоятельно новые произведения, я всегда представляла, как бы у него прозвучало то или иное произведение, та или иная фраза. Таким образом складывалась его школа, которую он преподал мне.

В том же году участвовала в концертах, посвященных Дням Армянской литературы и поэзии в Москве, Ленинграде и Ярославле. В составе участников были Паруйр Севак, С. Капутикян, Т. Демурян, А. Карапетян, М. Абрамян, М. Арутюнян. Известный критик Саломея Арешян в своей большой статье об этом событии писала, что, когда Зоя Петросян играла «Цыганские напевы», зрители от волнения плакали. В Москве встречи проходили в Доме литераторов, в Литературном институте, ЦПКиО им. Горького, на заводе им. Лихачева; в Ленинграде — в Доме писателей.

Тем же составом совершили большое турне по основным городам Среднеазиатских республик.
1962 год.
Состоялись выступления в составе трио: Антарам Агаронян (Аргентина), Зоя Пертосян, Рубен Карапетян (кларнет). В программе «Современная камерная музыка»: Угарте — соната для скрипки и фортепиано; Мийо — трио; Стравинский — «История солдата» (переложение для трио).

Выступили в Малом зале филармонии, на телестудии, в доме Союза композиторов. Так я впервые соприкоснулась с современной музыкой.

В том же году — длительная гастрольная поездка по городам Крайнего Севера: Архангельск, Мурманск, Карельская АССР, Петрозаводск, Коми АССР. В составе гастрольной бригады были T. Демурян, М. Арутюнян, А. Осипова, И. Айдинян, Э. Багдасарян.
1963 год.
Сольные концерты в Ереване, Алаверды, Ленинакане, Кировакане. В программе: Виталий Шарлье — Чакона, Лало — Испанская симфония (1, 2, 4, 5 часть), Багдасарян — Рапсодия и др. пьесы.

Большое количество выступлений было непосредственно при участии армянских композиторов, причем они сами исполняли партию фортепиано в своих произведениях: Багдасарян — Рапсодия, Мирзоян — Вечное движение, Ал. Арутюнян, Танец, Читчян — Ноктюрн.
1963 год. Присвоено звание «Заслуженной артистки Армянской ССР».
Мне присвоено звание «Заслуженной артистки Армянской ССР». Началось самое интересное время — гастроли с сольными концертами по всему Союзу и заграницей.

Одни из самых ярких концертов состоялись на Западной Украине. Это были наиболее интересные города Союза с точки зрения музыкальной образованности публики. Проживало в этих городах много венгров, поляков, евреев, которые в дальнейшем эмигрировали на запад. Это были Житомир, Каменец-Подольск, Черновцы, Ужгород, Львов, где выступление было на телевидении с трансляцией на Киев.

В связи с плотным графиком переездов каждый вечер играли сольные концерты в новом городе. Не успеешь приехать, надо бежать пробовать акустику.
Приехав в Ужгород утром мы тут же отправились на репетицию. Зал располагался в здании бывшей синагоги. Это было очень большое помещение в форме вытянутого квадрата.

Начали репетировать — и, о ужас!!! Каждая нота, фраза с опозданием отдается обратно в зал, как будто кто-то передразнивает тебя. Продолжая играть, я надеялась, что привыкну к этому. Но не тут-то было! Хотела отказаться от выступления, но Земфира насильно притащила меня вечером на концерт. Я в панике: зал полон солидной публики в костюмах с бабочками, чуть ли не с моноклями. Я не могу переступить волнение, пью без конца валерианку.

Наконец, директор филармонии, дирижер, с которым через не- которое время я играла Пятый концерт Моцарта с симфоническим оркестром на телевидении во Львове, вытолкнул меня на сцену. Холодея от ужаса я взяла первые аккорды «Чаконы» Витали, и вдруг… полились сочные, мягкие звуки, устремленные вверх, они принесли мне ощущение колоссальной радости. Оказывается, при полном зале акустика великолепная. Кстати такая же акустика в старой Ленинаканской филармонии, находящейся в церкви. Я c воодушевлением исполнила всю программу, да еще сыграла 4 «биса» — как говорится, «выдвинули и не могут задвинуть обратно».

А программа была большая: Витали — Чакона, Лало — Испанская симфония (1, 2, 4, 5 части), Паганини — 2 сонатины, Тартини — соната «Дьявольские трели» и множество миниатюр.

С этой же программой состоялись концерты в Новокузнецке, Кемерово, Прокопьевске.
1964 год. Tур сольных концертов по городам Средней Азии
Самарканд, Ташкент, Душанбе, Ашхабад.

Аккомпаниатор — Марианна Арутюнян.

Марианна почему-то пела себе под нос песню «Три танкиста» и шлепала по рукам конферансье, когда он не вовремя поворачивал ноты.

В июне состоялась поездка в составе бригады армянских музыкантов в Эстонию («Декада Армении в Эстонии»): Тарту, Пярну, Польдиске.
1965 год. Гастроли в ГДР
Сольные выступления в Кафане, Каджаране, Алаверды, Ленинакане, Ереване. Программа: Бибер — «Старинная соната», Моцарт — концерт N5, Де Фалья — «Испанская народная сюита» и др. пьесы. Партию фортепиано исполняла М. Арутюнян.

В 1965 году с группой ведущих артистов Армении выехали в ГДР (Восточная Германия) с шефскими концертами для воинов Советской Армии. В составе: прославленный бас Нар Ованесян (сын известного армянского писателя Нардоса), народная артистка Гоар Галачян, солистка оперы Анжела Арутюнян, виолончелист Гурген Адамян, неподражаемая исполнительница армянских народных танцев Анжела Шахнабатян, свирелист Илья Минасян, шутивший, что благодаря семи дырочкам на свирели он объездил весь мир, баритон Сергей Галустян, концертмейстер из Госконцерта Л.Окаемова. Концерты проходили в частях, расположенных в Берлине, Дрездене, Лейпциге, Франкфурте-на-Одере, Ратенове (Потсдам) и др.
1966 год.
Мы с виолончелисткой Медеей Абрамян играли по одному отделению на концертах в Нижнем Тагиле, Перми, Кирове, Березниках. Концертмейстер — С. Сааруни.
1967 год.
Состоялись мои сольные концерты в Луганске и Донецке. Это были выступления с симфоническим оркестром, исполнялась «Рапсодия» Багдасаряна.

В том же году сольные концерты прошли в Риге, Таллине, Тарту, Грозном, Молодечно, а также в Ессентуках, Кисловодске, Пятигорске, Железногорске.

В декабре в составе концертной группы из Армении я участвовала в фестивале «Мелодии Закавказья в Средней Азии». Мы посетили Лениногорск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Алма-Аты, Фрунзе, Ленинабад, Душанбе, Ашхабад.

В апреле — сольные концерты в Севастополе, Ялте, Керчи, Феодосии. Программа: Гендель — соната N5, Бетховен — соната N8. И. Сук — 2 пьесы, Танеев — «Сказка» и тарантелла, Мирзоян — «Вечное движение».

В конце июня в Москве, в рамках «Недели Армянской музыки» состоялось 7 выступлений на разных московских площадках.

Концерты в городах Средней Азии с Самвелом Алумяном (по одному отделению). Выступление с симфоническим оркестром в Алма-Ате, дирижер — Островский. Концерт в сопровождении симфонического оркестра в Душанбе, Караганде на телевидении.
 

Итого за 14 сезонов 1019 выступлений учитывая участие в сборных концертах.

1968 год.
Сольные концерты во Львове, Донецке, Луганске, Бресте.

В Луганске состоялось мое выступление с симфоническим оркестром. Дирижер Антон Шароев.

Во Львове выступление с симфоническим оркестром на телестудии. Дирижер И. Паин.
1969 - 1970
Рига, Днепропетровск, Херсон, Львов, Черновцы, Тернополь, Ровно.

Программа: Бибер — «Старинная соната», Моцарт — концерт N5, Шоссон — «Поэма», Сарасате — «Баскское каприччио».
1971 год. Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Бостон, Сан-Франциско, Лос-Анджелес.
Сольные концерты в городах Армении: Раздан, Арташат, Аштарак, Дилиджан, Иджеван, Шамшадин.

Сольные концерты в России: Новгород, Псков, Калининград.

Сольные концерты в Украине: Киев, Ровно, Хмельницкий.

В составе концертной бригады гастроли в США: Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Бостон, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Участники концертов: Грачья Капланян — руководитель, композитор Андрей Петров из Ленинграда, Мигран Еркат, Авак Петросян, Ольга Габаева, Елена Тер-Гевондян, Нар Ованесян, Елена Вартанян, Татул Дилакаян, Хорен Абрамян, солисты балета.
1973 год.
Концерт «Современная камерная музыка» (сонаты) в малом зале Армфилармонии. Партия фортепиано — Марианна Арутюнян. Исполняли: Угарте— «Сонату для скрипки и фортепиано», К. Хачатурян — «Соната для скрипки и фортепиано», С. Прокофьева — «Соната для скрипки соло».

Выступление на декаде армянской музыки в Молдавии — Кишинев, сольные концерты в Литве — Паланга, Друскининкай, Эстонии — Таллин, в Украине — Хмельницкий, Луцк, Житомир. Программа: Ц. Франк — соната для скрипки и фортепиано, Брамс — соната №3 для скрипки и фортепиано, скрипичные миниатюры.
1974 год.
Сольные концерты в Петрозаводске (Карелия), Мурманске, Архангельске, Ужгороде, Вильнюсе, Львове, Ровно. В Таллине и Риге, помимо сольных концертов, были выступления на телевидении. Программа: Верачини — старинная соната, Франк — соната для скрипки и фортепиано, Брамс — соната №3 для скрипки и фортепиано.

В 1974 году состоялся мой сольный концерт совместно с А. Акопян (фортепиано). Программа концерта: Вивальди — концерт в 3-х частях, Шуберт — «Фантазия C-dur», Мийо — 3 бразильских танца, сюита на темы из оперы Гершвина «Порги и Бесс», Щедрин — «В подражание Альбенису».

По линии ССОД Советского Союза в составе делегации из Москвы, Еревана и Тбилиси я выступала в Канаде, в Монерале, Оттаве, Квебеке, Ванкувере, Эдмонтоне.
1976 год.
Здесь я снова сделаю маленькое отступление от сухого перечня дат и концертов и вспомню несколько смешных историй, приключившихся с нами в поездках.

Во время гастролей мы частенько баловали себя вкусной пищей: после концерта обязательно заглядывали в ресторан при гостинице отдать дань национальной кухне данной республики. Заказывали большое количество закусок и горячее блюдо. Эти походы мы называли «акульи дела». Заказывали все, что можно было заказать из меню….

…На одном из сольных концертов, кажется, в Харькове, перед началом концерта за кулисами к нам подошел очень приятной наружности молодой человек и хорошо поставленным голосом (артист местного драматического театра) хотел уточнить программу и порядок исполняемых произведений. Мы все объяснили, и тут я предупредила его: «Только пожалуйста, не перепутайте наши имена и фамилии, а то на предыдущем концерте объявили: «Зоя Тандилян» и «Роза Петросян». И что вы думаете? Бедному конферансье мы так заморочили голову, что он выходит и объявляет: «Начинаем концерт Зои Тандилян, партия фортепиано — Роза Петросян…» Вот было смеху!.. Бедняга-конферансье был очень смущен, все бормотал себе под нос: «Этого никогда не было со мной…»

…В составе группы армянских музыкантов и делегатов от Армении состоялась поездка по городам Кипра и Италии. Нашу группу скомпоновал АОКС, в Москве к нам присоединилась делегация из России (ССОД). В группу входили А. Карапетян, В. Сараджев, М. Арутюнян, О. Габаева, Ц. Чалоян и какой-то чиновник из Вардениса (не помню фамилию), который во Флоренции, в музее Уфицци, вместо того, чтобы смотреть на шедевры, выставленные в залах, нашел какое-то приоткрытое окно и, глядя на свое отражение в стекле, начал причесываться, приводить себя в порядок.

В таком составе мы вначале приехали на Кипр, в Никозию, Лимассол и Пафос. Нас нещадно использовали, на записях на радио и телевидении не оплачивая наш труд. Советским музыкантам не положено было платить, в то время как западникам платили за каждый чих. Потеряв 2 дня, мы записались по 25–30 мин; программа состояла из армянской и западноевропейской музыки.

Затем была Италия. Надо сказать, что побывать впервые в Италии — большое испытание. По телевидению как-то передавали, что туристы, приезжающие в Италию, делятся на три категории. Две из них — те, кто теоретически все знают про итальянское искусство Возрождения, и те, кто ничего не знает, возвращаются в нормальном состоянии. Те же, кто слышал кое-что, а кое-чего не знает, впадают в шок и приезжают домой со съехавшей крышей. Я принадлежала к третьей категории.
1977 год.
Сольные концерты в Тбилиси и в Рустави. Я предложила Грузинской филармонии гонорар за один концерт передать в пользу пострадавших от наводнения жителей. Состоялся концерт и в Баку.
1978 год.
Сольные концерты в Донецке, Харькове, Сумах, Чернигове. Концертмейстер Эдик Мамаев, очень ответственный музыкант. Так как он выехал в последний день, нам пришлось репетировать уже в городах, где состоялись концерты. Каждое утро он отправлялся в филармонический зал, сам занимался часа 3, затем репетировал со мной два часа; вечером мы играли слаженно, будто всегда составляли единый ансамбль, а не второпях создавали дуэт.

В Ворошиловграде (Луганске) было выступление с симфоническим оркестром под руководством Камена Големинова (Болгария). Состоялось премьерное для меня исполнение концерта N7 Моцарта.
1979 год.
Сольные концерты на Украине, в Хмельницком, Ровно, Житомире, Мукачево.
1980 год.
Сольные концерты в Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках
1986 год. Последние гастроли в качестве солистки Армянской филармонии.
Сольные концерты на Украине: Львов, Тернополь, Ужгород. Концертмейстер И. Парсегова. Была предновогодняя пора, мы с Ирой прослышали о самых известных грецких орехах в этих местах, накупили несколько килограммов и в свободное время щелкали их в гостиничном номере, освобождая от скорлупы, которая потом весело потрескивала в камине.

С 1953-го по 1989-й год, то есть 46 лет не прекращалась моя сольная деятельность.

Далее последовал большой перерыв. Впереди были тяжелые годы без света, кончина мужа, очереди за керосином и хлебом с утра пораньше… не до заняий было. Но в 2000 году я стряхнула хандру, начала заниматься и сыграла концерт с Маргаритой Товмасян в Камерном доме музыки.
2000 год. Птица Феникс
Стряхнув хандру, начала заниматься и сыграла концерт с Маргаритой Товмасян в Камерном доме музыки.
2003 год.
В зале музыкальной школы №1 г. Эчмиадзина сыграла с Осиповой сольную программу: Бибер — соната, Шуберт — Фантазия C-dur, Гершвин-Хейфец — фрагменты из оперы «Порги и Бесс», Щедрин — в подражание Альбенису.
2009 год.
С Беллой Осиповой мы записали этот концерт.
К 80-летнему юбилею я записала еще несколько изящных скрипичных миниатюр

Оглядываясь на пройденный путь, хочу возблагодарить Всевышнего, подарившего мне интересную творческую жизнь. И за счастье учиться у таких выдающихся учителей, как многоопытный Дмитрий Николаевич Лекгер и великий Давид Федорович Ойстрах.